КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ КАПЕЛЛЫ «ОРЕЯ»

Дата: СРЕДА, 11 ЯНВАРЯ 2017
Где: Житомирская областная филармония имени Святослава Рихтера

январяЖитомирская городская хоровая капелла «Орея» была основана в конце 1986 году на базе хора Житомирского музыкального училища имени. С. Косенко при поддержке областного Музыкального Общества, при городском Доме культуры Александром Вацеком — украинским дирижером, хормейстером.

Каждый концерт становится очередной невероятной сенсацией в хоровом искусстве. Неистовое восхищение и радость от услышанного и увиденного «чуда» омрачает лишь одно обстоятельство — искреннее сожаление о том, что явление такого культурного уровня в нашей стране так достойно еще и не оценили.
Чего мы ждем от академического хорового выступления? Не больше чем пения. Хористы, подобно оркестрантам, отгорожены от публики условной стеной — «папками-пюпитром», и единственное «действующее лицо» на сцене — это спина дирижера. Такая традиция. Другими словами, мы приходим на хоровой концерт не смотреть, а слушать. Но в течение последнего десятилетия в академическом хоровом искусстве Украины, все более явно прослеживается тенденция к синтезу и поиску новых выразительных средств, в частности, путей «оживления» хора на сцене.
Что же собой представляет академический хор «Орея»? Это — группа артистов, которые совсем не владеют «большими» голосами, но которые звучат как один большой Голос, — гости на этой сцене, но которые на нем «живут» и полноценно ею владеют, артистов, которые являются одним художественным организмом, но каждый из которых может делать на сцене что-то еще кроме качественного пения.
Все то, что на сегодняшний день включает в себя идея хорового театра, о чем активно говорят, и начинают постепенно внедрять на сцену ведущие хоровые коллективы страны, — все это уже есть и успешно работает в коллективе Александра Вацека. В хоровом среде его без преувеличения можно назвать законодателем мод.
Вацек не только «развязал руки» артистам хора, сумев преодолеть их холодную сценическую статичность и заставив двигаться. Вацек открыл другую перспективу. Он доказал, что один и тот же состав хористов может петь не просто разную музыку, а еще и петь ее в разных вокальных манерах. То есть, быть и академическим хором, народным хором, если надо — «детским» хором, а если хотите — то и джазовым или эстрадным «брендом». Вот она, следующая ступенька на пути к «хоровому театру», где дирижер — «это режиссер вокального звука, его краски, тембра» (по определению Ларисы Бухонської). И все это отнюдь не сказывается негативно на качестве выполнения.
Одинаково убедительно, искренне «беря за душу», звучит в исполнении хора духовная музыка и народная песня, причем каждая в строго присущей только ему вокальной манере.
Совершенно очевидно, что профессионализм «Ореї» находится не на том уровне, когда следишь «споткнется ли фигурист в высоком прыжке», а на уровне «сможет ли он сейчас превзойти сам себя». Примером тому является фантастический «Полет шмеля»…

Но, что самое главное в исполнении «Ореї» и самого Вацека — это настоящий, абсолютный контакт с публикой, — именно такой, каким должен быть контакт артиста со зрителем. Контакт, содержащий театральности ровно столько, сколько нужно, чтобы удержать интригу в зале, но обеззброюючий, искренний, естественный, импровизационный.
Дата:11,17 января
Начало:18-30
Филармония
Телефон для справок: 22-13-57

comments powered by HyperComments