Получил зарплату – отдай за продукты! Новый стремительный рост цен не дает опомниться кошелькам. Вы только посмотрите на эти цифры

24

adbafaaccd

 

Цены на социальные продукты питания — от молока до мяса — выросли с начала июля на 7-10%. Это связано с отказом государства от регулирования цен на товары первой необходимости, а также ростом себестоимости их производства.

Подорожание продуктов питания пока не отпугнуло потребителей, которые готовы тратить в супермаркетах больше. Как долго будет наблюдаться такая ситуация? Эксперты утверждают, что очередное повышение цен может заставить потребителей снова вспомнить об экономии

Продукты питания дорожают. С 1 июля по 10 августа цены выросли на 14 из 23 социальных групп товаров, говорится в сообщении Ассоциации поставщиков торговых сетей. Например, куриная тушка подорожала на 14%, до 53 грн, сало – на 9%, до 49 грн, говядина – на 3%, до 107,3 грн, сливочное масло – на 2%, до 143,9 грн, вареная колбаса – на 3,5%, до 69,3 грн, творог – на 2%, до 94,4 грн, а свинина — на 1,4%, до 98,5 грн за 1 кг. «Цены на социальный хлеб стабильны», – добавляет генеральный директор Ассоциации торговый сетей Алексей Дорошенко.

Почему растут цены?

Наценки на социальные группы товаров находились под пристальным вниманием контрольных органов в течение 20 лет. Проверяли не только оптовые, но и розничные цены. Размер наценки устанавливали в каждом регионе решением местного совета, а максимальный размер не мог превышать 15%. Например, в киевских магазинах она составляла около 10%. «Регулярные проверки занимали много времени, а нам приходилось готовить огромное количество документации», – вспоминает совладелец продовольственных сетей «Космос» и «Таврия-В» Борис Музалев.

Производители и поставщики продуктов питания пытались минимизировать ассортимент социальных групп товаров. Например, вместо молока жирностью 2,5% в розничных магазинах появился аналогичный продукт, но с жирностью 2,6%. Это и позволяло избегать проверок. В конце прошлого года Министерство экономики пошло на эксперимент и отменило государственное регулирование цен на три месяца. А с 1 июля это требование отменено. В официальном заявлении Минэкономики говорилось, что отмена госрегулирования устранит административное давление на бизнес, будет способствовать развитию конкуренции и дерегулирования в сфере ценообразования.

«Решение правительства упростит процедуру изменения цен в зависимости от ценовых колебаний рынка, что позволит производителям быстрее реагировать на изменение конъюнктуры», — говорилось в сообщении пресс-службы Кабинета министров.

Что говорит рынок?

Почему продукты питания стремительно дорожают? «Средняя наценка в киевских супермаркетах составляет 20-25%, и многие производители и сети «подтягивают» заработок на социальных группах товара до среднерыночного уровня», – рассказывает 112.ua директор крупной продовольственной компании, пожелавший остаться неназванным.

Продавцы учитывают и уровень платежеспособности населения. Алексей Дорошенко говорит, что сливочное масло в Киевской области стоит 163,2 грн, тогда как в Тернопольской области – 124,4 грн за килограмм. Совладелец продовольственной сети супермаркетов «Фуршет» Игорь Баленко признает, что поставщики постоянно присылают сообщения о грядущем подорожании. «Себестоимость производства выросла из-за увеличения размера минимальной заработной платы, коммунальных услуг и прочее. Только сейчас потребители чувствуют все изменения, которые произошли в начале года», – рассказывает он.

Потребители не испугались роста цен. Продажи в продовольственных магазинах в первом полугодии выросли на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Борис Музалев рассказывает, что много украинцев, которые еще в прошлом году отдавали предпочтение недорогим продуктам, сейчас обращают внимание и на импорт. «Началось оживление», – признает он. Об этом свидетельствует исследование компании GFK Ukraine. По ее данным, в июле потребительские настроения украинцев составили 58,5, что лишь на 0,8 в. п. меньше по сравнению с июнем.

«Июльское снижение индекса потребительских настроений украинцев по сравнению с июнем является несущественным, поэтому можно говорить о стабильности индекса в течение трех последних месяцев. Наряду с тем усилились инфляционные ожидания», – комментируют аналитики GfK Ukraine.

Покупать более дорогие продукты потребителям позволяет и рост доходов населения. В первом полугодии 44% работодателей повысили заработные платы, говорится в исследовании компании HeadHunter. «В 23% украинских компаний финансовое вознаграждение за работу повысили всем работникам без исключения. Также повышение заработных плат получили ценные специалисты и специалисты, которые выполнили планы и показали высокие результаты, – в 11% и 10% компаний соответственно», – сказано в исследованиях.

Но уже осенью ситуация может измениться, а цены на продукты питания вырасти еще на 10-15%. «Уже сейчас просчитываем, как сильно подорожают продукты питания нашей компании. Минимальный размер – 10%», – говорит директор крупной производственной компании, пожелавший остаться неназванным. Это скажется на покупательной способности населения, которое тратит на продукты питания не менее половины своих доходов.»Согласно государственной статистике, в 1940 году расходы семьи в Украине на продукты составляли 59,7%, в 1958 – 49,9%, тогда как в 2015 году – 53%. В 2016 году после подорожания коммунальных услуг – 49,8%. На что мы потратили почти 70 лет? В Европе показатели на такие продукты «весят» в расходах: в Люксембурге – 8,3%, Австрии – 10%, а Испании – 14,2%», – говорит Алексей Дорошенко. Поэтому даже незначительный рост цен заставит потребителей вновь вспомнить о необходимости экономить.

АВТОР – Андрей Корнеев

 

comments powered by HyperComments