Житомирский археолог открыл стоянку древнего человека каменного мира

78

В 1921 году в селе Довгоничи, Овручского района, Житомирской археолог.Ф.Левицкий открыл стоянку древнего человека каменного мира.
Ее исследования были проведены в 1924-1929 годах Стоянка расположена на левом берегу реки Норынь /приток р.Уж, в 9 километрах на запад от Овруча. Во время раскопок в лесных отложениях были обнаружены обломки костей мамонта, носорога, северного оленя, коня и волка, а также много обработанных рукой человека каменных орудий труда.

В селе Збраньки, Овручского района, на левом берегу Норынь были найдены кости мамонта и кремневые отщепы. Аналогичные находки, относящиеся к временам древнего каменного века, обнаружены в 1954 году экспедицией областного краеведческого музея возле села Клинышек Овручского района.

Материалы этих позднепалеолитических стоянок позволяют встанет выть, что древнейшие жители Волыни занимались охотой на мамоне носорога, северного оленя, коня, волка и т.п. Люди умели добывать огонь, пользовались разнообразными деревянными, каменными и костными орудием. В то же время появляются постоянные жилища, одежда.

Именно на этом этапа развития производительных сил возникает новая прочная организация первобытного общества – родовой строй. Переходный период от древнего к новому каменному веку /неолита/ характеризуется дальнейшим развитием орудий труда, связанных с охотой. Начиная с V тысячелетия до нашей эры, в южных районах Восточной Европы происходит постепенный переход к скотоводству и земледелию. Вместе с новым укладом хозяйства должна была появиться и новая, неизвестная ранее техника изготовления орудий. Люди освоили шлифовку, а затем и сверления камня, начали изготовлять топоры, тесла, долота и Другие инструменты для обработки дерева. Появились молотки для обработки почвы. Усовершенствовалась и техника обработки кости.

Возле деревни.Бондари исследована археологами неолитическая стоянка находится в километре на юг от деревни, в урочищ МошаницІ. Расположена стоянка на узкой довгастій дюне высотой 6 метров. В центральной части стоянки обнаружены остатки мастерской по изготовлению кремневых орудий труда. Члены родовой группы, которая жила на месте стоянки возле нынешнего села Бондари, владели не только техникой скалывания и шлифовки камня, но умели и сверлить его.
На территории нынешнего Овручского района выявлены пункты, относящиеся к эпохе бронзы /II тысячелетия начале i тысячелетия новой эры/. Это было время широкого распространения орудий труда из меди И бронзы Применения металлических орудий, все возрастающая производительность скотоводческого хозяйства привели к росту общественного богатства скотоводческих племен, которые выделились из среды Других племен: состоялся первый крупный общественный разделение труда. Став основной силой общественного производства мужчина занял господствующее положение в семье. Так в процессе развития скотоводства был осуществлен переход от матриархата к патриархату.

Возле Овруча во время раскопок курганов обнаружены поля захоронения эпохи бронзы. Захоронения находились на уровне древнего горизонта или в неглубоких ямах, опущенных до лесного слоя. Мужские захоронения занимали центральное положение в курганах, их окружали женские захоронения. Скелеты погребенных сокращены. Инвентарь мужских погребений резко отличается от женских: в них были найдены кремневые наконечники стрел и фрагменты лепных сосудов, в женских же – бронзовые украшения: приколки, застіжки, спиральные браслеты и т.д.

Памятники старославянской истории встречаются в Овручском районе повсеместно. Это открытые поселения и городища, /укрепленные пункты/; а также большое количество курганных могильников древлян.

В первой половине 1-го тысячелетия нашей эры большого развития получили, гончарное и ювелирное ремесла. В это время в восточно-славянських племен началось отделение ремесла от землеробств: и развитие товарного производства. Происходит разложение первобытно-общинного строя, усиливается имущественное неравенство. Важнейшим показателем этого процесса у древлян был переход от родовой общины к территориальной. Территориальная община тесно связана с возникновением частной собственности на землю. Складываются феодальные производственные отношения.

В VШ-ІХ веков новой эры должна быть отнесена появление на территории современного Овруча феодального городища-замчища. Оно было расположено на правом берегу Норині, на высокой горе с крутыми склонами на востоке и юге. С северной и западной сторон были прорыты глубокие овраги. Росту и укреплению феодального замка и превращению его в город в значительной степени способствовали населения ремесленников, которые все больше окружали

После антифеодального выступления крестьян в Іскорестені /по свидетельству летописи – 945 году княгиней Ольгой в Вручай /современный Овруч/ была перенесена столица древлянской земли. В 962 году преемник Ольги и Игоря Святослав, отправляясь в поход на Болгарию, оставил в Киеве своего старшего сына Ярополка, в Новгороде-Владимир. Средний сын, Святослав, Олег, был правителем в древлянской земле и имел своей резиденцией Вручай. В 977 году /согласно данным летописи/ в результате междоусобной борьбы Олег был убит и похоронен в Вручаї. Только через 50 лет в 1044 году Ярослав Мудрый перенес останки своего дяди Олега в Киев, похоронив их в Десятинной церкви. В современном Овруче известное место, где находился курган, в котором был похоронен Олег.

В окрестностях Овруча археологи нашли большое количество древлянских могильников IX-Х веков. Если в большинстве захоронениях преобладал обряд сжигания трупов, то в IX-Х веков его заменило трупопокладення. Более древние коллективные некрополи /кладбище/ изменились одиночными захоронениями под курганними насыпями. Среди основной массы скромных захоронений выделяются захоронения представителей феодальной знати.

В І954 году археологическая экспедиция областного краеведческого музея провела раскопки курганов у сел Довгиничі и Хайчена. Обнаруженные здесь захоронения древлян дают представление о крестьянские кладбища Руси IX-Х веков.

Особый Интерес среди Других старославянских памятников представляют поселка, мастера которых с IX-Х веков начали заниматься производством шиферных самопрядок. Последним суждено большое будущее. Предназначены для прядения веретеном, эти маленькие каменные грузики удостоювались большого внимания своих обладательниц-ктс женщин. Археологи находят их в древнерусских погребениях вместе с узороччям из золота и невицвітаючої эмали.

ЭТИ грузильця для веретен из Овручского сланца-шифера имели широчайший район сбыта. Ученые находят во время раскопок в Новгороде, Киеве, Галиче и Гродно. Самопрядки Овручских мастеров-каменщиков проникали и за пределы российских земель, их находят на территории Волжской Болгарии, Чехословакии и Польши.

Район древнего Вручая был единственным местом производства шиферных самопрядок в древней Руси. Здесь находится единственное во всей Восточной Европе месторождение красного и розового сланца-шифера мягкой породы. Шиферные плиты из Овруча широко использовались на строительстве архитектурных сооружений в Киеве, Чернигове, Галиче т Других древнерусских городах.

До недавнего времени археологам были известны остатки мастерских Овручских резчиков по камню только возле сел Коптівшина, Хайчена, Камень, Збраньки. В І954 году археологическая экспедиция областного краеведческого музея обнаружила и частично исследовала еще один пункт производства шиферных самопрядок возле села Норинск. Он был расположен на правом берегу год Норынь, на небольшой возвышенности луговой поймы. Здесь в сравнении небольшой прямоугольной яме знай шли остатки производства: “стружка” и бракованные изделия, всего более 1300 вещей. Среди этой массы материала не было ни одной готовой, пригодной для работы самопрядки. Вполне ясно, что яма служила местом, куда ссыпали производственные отходы и бракованные изделия. Археологические материалы, обнаруженные в Норинську, с достаточной полнотой свидетельствуют о том, что Овручские мастера – камнерезы работали на широкий рынок. Огромное количество найденного здесь материала позволяет представить масштабы производства самопрядок.

В ІХ-ХШ веках Овруч поддерживал самые тесные экономические и культурные связи со многими древнерускими центрами. О том, в частности, свидетельствует архитектура памятника древнерусского зодчества – храма Василия построенного в Вручаї в конце ХП – начале ХШ веков /ІІ94-ІІ96г.г./ Стены этого строения сложены из тонкого кирпича и местного камня-кварцита. Внутри церковь была искусно оформлена Овруцким сланцем -шифером. Стены II украшала фресковая живопись. Храм Василия в Овруче – типичный образец древнерусской архитектурной школы, высокого мастерства зодчих и ремесленников – строителей.

Расцвет древнерусской культуры в Овруче относится к X-XIII веков. В 1240 году татаро-монгольские полчища Батыя опустошили город. Однако немного погодя Овруч вновь восстал из руин.

Памятники IX-ХШ веков в Овруче и вокруг него – свидетели единства и общности, социальных процессов и культурной жизни древнерусской народности.

comments powered by HyperComments